Статьи

Наказания: наставлять, не унижая

Как было бы замечательно воспитывать ребенка без наказаний! Но порой без них никак не обойтись. Впрочем, наказания бывают разные. И мы, выросшие дети, это прекрасно помним. Одни остаются в памяти на всю жизнь, – обидные, унизительные и несправедливые, другие, которые «за дело» воспринимаются как справедливые и естественные. Но переходя в роль родителя, мы не всегда учитываем свой детский опыт и наказываем детей, как и нас самих в свое время. А между тем, наказание вещь непростая. Оно может стать причиной серьезной психологической травмы, а может воспитать порядочного, уважающего себя и других человека. Как наказания воспринимает приемный ребенок, привязанность с которым надо всё время?

Тяжело в учении

Наказания сами по себе никому не нужны. Они имеют смысл как часть обучения ребенка правилам и нормам жизни в человеческом обществе. Изначально младенец живет только своими инстинктами, своим «хочу», и близкие стараются как можно лучше удовлетворить эти желания.

На рубеже двух лет начинаются ограничения. «Так делать неприлично, а так – опасно, так не положено, а так – вредно. Туда не иди, это не трогай. Думай, старайся, потерпи, подожди!»… «НЕТ!», - голосит ребенок, «а как же мое «хочу»? Раньше было можно, а сейчас уже нельзя? Разве существует человек, который бы обучился поведению, в котором особо не заинтересован, за один раз, за одну «правильную» беседу, только потому, что «так надо»?
Естественно, ребенок сопротивляется, отстаивает свое право жить по-старому, без всех этих «надо, нельзя, не положено, опасно». А родитель заинтересован в дисциплине, в социализации ребенка. Мы знаем, что дисциплина – это следование порядку. Но порой забываем, что обучение дисциплине – не разовое мероприятие, а последовательные действия. Когда мы учим ребенка ездить на велосипеде, мы не надеемся на быстрый результат, а подбадриваем его при малейшем успехе. Так же надо действовать и при обучении правилам цивилизованного общения. Но поскольку в отличие от обучения катанию ребенок сопротивляется дисциплине – приходится применять санкции.
Мы наказываем ребенка, чтобы он быстрее понял, как нужно себя вести и не повторял неправильных действий. Таким образом, хотим обучить его быстрее и эффективней. Но тут иногда можно принести больше вреда, чем пользы.

Представьте ситуацию: ваш муж страстно желает, чтобы вы сшили ему, скажем, пиджак. Для вас это трудная задача. И каждый раз, когда строчка выходит неровной, когда машинка «заедает», и вы в тупике, он начинает на вас орать, обзывать вас, а в довершении всего лупит по рукам и ставит в угол, чтобы вы там хорошенько подумали над своим поведением. Поможет ли это вам шить лучше? А швейную машинку вы полюбите? А к мужу как будете относиться?

Ни один человек не может обучаться в состоянии стресса. Это факт, который важно запомнить всем родителям. Разве вы начинаете думать быстрее и лучше, когда начальник кричит на вас, да еще и прилюдно? А как может быстрее соображать ребенок, решающий задачу, если на него кричат, а то и вовсе дают подзатыльники?

«Отеческий наказ»

Всем знакома ситуация, когда ребенок ведет себя плохо, не слушается, пытается сделать по-своему. Мама, отчаявшись совладать с чадом, грозится: «Папе расскажу, он тебя накажет!». Образ отца зачастую связан именно с наказаниями, и заклинание «всё папе расскажу» тоже этому способствует. Случается и так, что отец не хочет чувствовать себя «карателем» и всячески от этой роли открещивается, отстраняется, передавая право на наказания маме. Какая из этих стратегий благоприятно скажется на воспитании ребенка, а какая сыграет в минус? Должен ли отец наказывать ребенка, и если наказывать – то как?
В жизни ребенка у мамы и папы разные функции, которые одинаково важны и дополняют друг друга, а не противоречат. Мама дает ребенку жизнь, отец выводит его в мир. Любящие и заботливые мамы склонны удерживать ребенка возле себя и перестраховываться. Задача отца - оторвать (иногда практически буквально) малыша от матери, показать, что мир большой и разный. Успешность ребенка в социальном плане – это забота папы. Но для того, чтобы ребенок вышел «на орбиту» социального мира, сначала он должен освоить мир малый, – семейный, в котором тоже есть свои правила и подчиненность. Родители и дети равны как личности, но в системе иерархии родители стоят выше детей. Поэтому одна из задач отца – расставить иерархию в семье и научить детей уважению, закону и порядку. А где есть иерархия, подчиненность, там место и дисциплине.
Другая важная задача отца - обеспечивать безопасность всей семьи. Помимо финансовой безопасности важна и безопасность эмоциональная – ощущение поддержки и «стены». Как бы мама ни старалась, – защиту может дать только сильный отец, который не уходит в сторону с намеком «разбирайтесь сами», а заботится о семье и включен в бытовую жизнь. В ситуации, когда отца в семье нет или он эмоционально отстранен, - у ребенка всегда страдает базовая потребность в безопасности. Это отражается на его самооценке, уверенности в себе, может выражаться в трусливости, робости, недоверии к людям. Однако гораздо страшнее ситуации, когда именно отец, призванный защищать и заботиться, становится главной угрозой и источником страха у ребенка.

Но страх страху рознь. Одно дело – страх расстроить и подвести отца, это скорее говорит об уважении. Другое дело, когда ребенок чувствует животный страх, вызванный жесткими наказаниями и унижениями. Дети не рождаются с представлениями о добре и зле, они нуждаются в том, чтобы им дали эти ориентиры, ограничили в страстях и разрушающих желаниях. Это тоже истинно отцовская функция. Отец, начальник, президент, царь, Бог - это мужские фигуры, которые одновременно и любят и ограничивают. «Добренькие» папы, разрешающие ребенку всё, лишь бы не мешал/не кричал/не возмущался, – оказывают себе и ребенку медвежью услугу. Но и «прибивать» нормы поведения, жестко наказывая, – такая же ошибка. Наказания должны быть взвешенными и гуманными.

Поэтому все виды наказаний можно поделить на две группы: наказания допустимые и недопустимые.

Недопустимые наказания:

  • Физическое воздействие (побои, подзатыльники, шлепки);
  • Крики, оскорбления, длительные нотации;
  • Угрозы, шантаж, манипуляции;
  • Молчаливое игнорирование, принуждение стоять в углу;
  • Унизительные занятия.

Бить или не бить?

«Бьет, значит, любит!» – на мой взгляд, чудовищная формулировка, которая досталась нам в наследство и от тоталитарного государства, и от нездоровых семейных устоев. К большому сожалению, очень многих детей «воспитывают» именно таким образом. И бьют не враги, а любящие родители, – так соединяются любовь и насилие. Это становится нормой, прозой жизни, допустимым поведением. И вырастая, бывшие дети не видят ничего плохого в том, чтобы бить свою жену, детей, ведь это «по делу и во благо». Так воспитываются агрессоры. А другая часть, приученная к насилию с детства, оправдывает агрессию по отношению к себе и становится жертвой. Часто жертва и агрессор живут в одном человеке, выступая с разных сторон при разных обстоятельствах.
Если родители, применяя физическое воздействие, надеются чему-то научить ребенка, что-то ему доказать и сделать его лучше, они заблуждаются. Агрессия со стороны родителей рождает детскую агрессию. А еще страх – и, пожалуй, ничего больше. Сторонники строгого воспитания с применением физической силы ссылаются на то, что детей всегда держали в строгости, били, наказывали розгами – «и ничего, все выросли нормальными людьми». Вывод очень спорный, потому что под «нормой» можно понимать разное поведение и самоощущение. Я опросила нескольких приемных родителей, что они чувствовали, когда их в детстве наказывали физически. Вот их воспоминания:
«Я чувствовала обиду. Казалось, что у меня нет родителей, что меня никто не любит, что я одна на всем свете»
«Нам с братом доставалось веником по мягкому месту или ложкой в лоб. Хоть это было изредка и не особо больно, но очень обидно, особенно в старшем возрасте. Меня это только озлобляло и отдаляло от родителей.
За что прилетало, вспомнить не могу, а злость и обиду, - хорошо помню»
«Очень часто влетало из-за драк с братом, я чувствовала несправедливость, обиду на родителей. После видимого смирения я гневалась и хотела отомстить. Иногда, когда понимала, что не права, чувствовала свою вину.
Но если меня уже успели отшлепать, накричать, то виноватой себя уже не считала, и опять оставалась одна лишь злость и желание мести. Так как наказывал отец, а влетало из-за брата, то к этому примешивалась мысль, что «все мужики сво…»»
Итак, мы видим злость, обиду, чувство несправедливости, одиночества и желание отомстить. Это приводит к глубинной неуверенности в себе, неуважению себя и других. Как это соотносится с нашим желанием, чтобы ребенок вел себя цивилизованно и был приучен к дисциплине?

Подробнее про то, как построить отношения с ребенком без криков и скандалов можно узнать из записи вебинара «Наказания без унижения».

Идентификация с агрессором

Когда нас оскорбляют, кричат, бьют, срабатывает страх, защитная реакция. Истины, которые «вбиваются» не становятся собственными, они присваиваются тому, кто их насаждает. При этом ребенок и многому учится – скрывать проступки, ищет способы уходить от наказания, и самое важное, – он получает право на проявление агрессии. Если любить – это значит бить, унижать, – значит и мне это тоже можно. Быть жертвой агрессии ужасно, невыносимо, поэтому ребенок, который не желает быть жертвой, вынужден соотносить себя с агрессором, выбирать более безопасную роль. Именно этот механизм заставляет детей, переживших насилие в кровной семье, воспроизводить агрессию вновь и вновь. И если с такими же методами «воспитания», он встречается и в приемной семье, то его агрессия только усиливается и становится более законной. «Все так делают, и эти тоже», – решает ребенок и начинает воспроизводить закон джунглей с новой силой. Поэтому стремление родителей «выбить из ребенка всю дурь», обречено на провал.

Поколение за поколением во всем мире применялись физические наказания в отношении детей, а ситуация в России была отягощена еще и поздней отменой крепостного права, когда избиение не только детей, но и взрослых считалось нормой. Народная педагогика поощряла физические наказания, что подтверждается во многих известных пословицах и поговорках: «Это не бьют, а ума дают»; «Поменьше корми, побольше пори – хороший парень вырастет». Каждое время и каждое общество воспитывает тех людей, которые обладают определенным набором качеств, позволяющим выжить в этом обществе и вписаться в него. Чувства детей во все времена оставались схожими: они страдали от насилия, однако на это не обращали особого внимания. Когда дети вырастали, вариантов оставалось не так много: самому становиться тираном, живущему по «Домострою», стать жертвой, или пересмотреть свои взгляды на «норму».


Знаменитый хирург Н. И. Пирогов в своей статье «Нужно ли сечь детей?» (1858) принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены. Статья не осталась незамеченной: мысль, осуждающая устоявшиеся веками наказания, была для современников новой и даже крамольной. «Любое телесное наказание детей является нарушением их основных прав на человеческое достоинство и физическую неприкосновенность. Тот факт, что эти телесные наказания по-прежнему остаются законными в ряде государств, нарушает основополагающее право детей на такую юридическую защиту, как и у взрослых. В европейских обществах запрещено бить людей, а дети – это люди. Необходимо положить конец общественной и правовой приемлемости телесных наказаний детей».

Из Рекомендации ПАСЕ 1666 (2004 г.)

Агрессия на агрессию (если ребенок «провоцирует»)

Под негуманными наказаниями можно подразумевать все наказания, связанные с физическим воздействием на ребенка: шлепки, битье предметами, стояние на горохе или соли, привязывания и т.д. Физическое страдание – это не просто больно, это еще и унизительно, потому что дети не могут себя защитить. Когда близкие люди, позволяют так относиться к телу ребенка, со временем это приводит

к пренебрежению и отвращению к своему телу и с его стороны. Тело воспринимается как нечто гадкое, плохое, как источник страданий. Когда родители используют физическое воздействие на детей, они должны понимать, что наносят ребенку психологическую травму. А если это приемные родители, то они еще больше усиливают ту травму, который ребенок получил в биологической семье, вместо того, чтобы залечивать душевные раны ребенка.
Травмируются в первую очередь отношения привязанности, которые позволяют ребенку следовать за своим родителем, выделять из всех других взрослых, принадлежать ему и, соответственно прислушиваться к его мнению. Когда в близкие отношения любви и доверия вплетается еще и насилие, у ребенка происходит соединение несоединимого. Любовь соединяется с насилием, вырабатывается своеобразный язык любви, позволяющий и терпеть насилие, и применять его к тому, кого любишь.
Так появляется токсичная любовь, токсичные отношения. Распространенное утверждение «Бьет, значит, любит», – хорошее тому подтверждение. Закладываются патологические отношения, при которых любовь не исключает насилия, а напротив, бессознательно связана с ним. Если ребенок провоцирует родителей на жестокое обращение, а такое бывает достаточно часто, – задача родителей выдержать это нелегкое испытание, тем самым дать ребенку реальный опыт того, что не только злость, агрессия и насилие правит миром. Родители видят, что ребенок «прямо выпрашивает», доводит родителей, выискивая их слабые места, провоцирует изо всех сил. И ели родители срываются, (бьют, кричат), то ребенок не просто прекращает такое поведение, он успокаивается, расслабляется, будто выдыхает.

Родителей трясет, а ребенок чуть ли не в блаженстве. Так выглядит эхо первичной травмы ребенка, – он хочет от вас услышать узнаваемый язык любви: бьет, значит, любит. В эти моменты (если получится, ведь ребенок действительно знает на какую струну нажать), можно включить разум и сказать примерно следующее: «Ребенок, ты сейчас как будто хочешь, чтобы я тебя ударил, вышел из себя, закричал! Я не буду этого делать, хотя очень хочется, честно сказать. Ты мой ребенок, я тебя люблю. Пойдем лепить/давай я тебя обниму/поцелую/пожалею. Видимо тебе очень плохо». Попробуйте увидеть в разбушевавшемся ребенке не монстра, а ребенка, который очень хочет любви! Чем больше «выпрашивает», тем сильнее он в ней нуждается.
Физические наказания очень часто отражают негатив и злость самих родителей. Вне зависимости от того, делается это родителями сознательно или в приступе плохо контролируемой ярости, «наказ», который получает ребенок, очень далек от задумки родителей. Вместо того чтобы осознать свой поступок и не совершать его впредь, малыш фиксируется на очень тяжелых чувствах: злости, обиде, одиночестве, желании отомстить. Отношения с родителями от этого однозначно страдают. Чем больше родители «прибивают» правила и нормы, тем больше вероятность скрытого или явного сопротивления этим правилам. А также выше агрессивность самого ребенка или невозможность адекватно противостоять агрессии в свой адрес.

Не менее вредны и болезненны наказания другого рода: крики, оскорбления, угрозы, шантаж, манипуляции, молчаливое игнорирование, унизительные занятия. Они не только морально подавляют ребенка, показывают его ничтожность, но иногда просто уничтожают. Когда ребенка молча игнорируют, делают вид, что не замечают, не разговаривают несколько часов и даже дней, то тем самым близкие дают прямое послание «не живи». В таком случае всегда страдает самооценка ребенка, его уверенность в себе, в других людях, способность доверять. А у приемных детей, вследствие их жизненного опыта эти области уже и без того пострадали.

За что нельзя наказывать:

  • За естественную познавательную активность: если малыш тянет всё в рот, рвет бумагу, ломает игрушки;
  • За возрастные и физиологические особенности: когда ребенок неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть, не может спокойно стоять в очереди;
  • За отсутствие навыка поведения в той или иной жизненной ситуации: не попросился на горшок, плюется или дерется (в возрасте, когда ребенок только обучается правильным манерам);
  • За проявление естественного чувства: сын или дочь боится засыпать в темноте, ревнует к братьям/сестрам;
  • За неосторожность: малыш испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки, разбил тарелку.

«Пятый угол»

«Встань в угол! Постоишь, подумаешь о своем поведении!»,– кто не сталкивался с этим излюбленным методом советского воспитания. А теперь вспомните: кто-нибудь из вас, стоя в углу, действительно думал о своем поступке? Стоя там можно думать хоть о чем, но точно не о случившемся. Мысль о том, что ты всё-таки был не прав, или наоборот, прав, приходит и уходит еще по дороге в этот злополучный «угол». Так что же происходит с ребенком, который отбывает наказание, стоя носом к стене? Как правило, он чувствует отвержение, обиду, одиночество, а иногда и унижение. «Правильные» слова типа: «Я всё понял – я больше не буду – простите меня, пожалуйста», – это мантра, которую нужно произнести. Не осознание, а банальный ключ к свободе. Как часто на вопрос родителей: «А что ты больше не будешь?» ребенок растерянно молчит, так как давно позабыл, стоя в этом углу, за что конкретно был наказан.
Людмила, приемная мама, вспоминает: «В возрасте 3-7 лет меня ставили в угол очень надолго, я там порой засыпала, свернувшись в клубочек на полу. Чувствовала себя очень виноватой, плохой, недостойной своих родителей, которых не просто любила, а боготворила. Когда сама стала мамой, поняла, что они просто не очень умели со мной общаться, попросту забывали обо мне, стоящей в углу, и занимались своими делами. Самое страшное наказание – это когда после «угла» меня ставили перед собой, сами садились и "пытали" меня, говоря о том, какая я ужасная и какие они молодцы, столько для меня всего делают, а я неблагодарная. Я верила и чувствовала себя преступницей, предательницей, мне хотелось умереть. Я молчала, раскачиваясь вперед-назад, было жуткое состояние. После произнесения «правильных» слов меня отпускали. Ночью у меня случалась истерика или поднималась температура – я заболевала. Болела я очень часто!»
Если физическое воздействие рождает злость, страх и желание отомстить, то моральное подавление действует на самооценку, приводит к глубинному чувству вины, ощущению собственной «плохости», ненужности и отчуждения. Чем красноречивее родители, тем быстрее у ребенка появляется ощущение «Я плохой, я недостойный любви!» Жить с ощущением собственной ничтожности очень непросто. У кого-то она переходит в заметную неуверенность и зажатость, у других в активную самооборону – «Я всем докажу, что достоин любви, заставлю себя уважать».

Крики и оскорбления

Трудно сказать, крик - это неприятная реакция или всё же наказание? Наверное, тут всё зависит от степени громкости и грозности интонаций, и от содержания сказанного.

Но в любом случае это агрессия, которая идет «сверху вниз». Кто-то просто сотрясает воздух: «Да как ты мог? Да сколько можно повторять? И когда это прекратится?». А кто-то вставляет конкретные оскорбления: «Идиот! Мозгов совсем нет!», и далее по списку. Эти оскорбления очень крепко отпечатываются в памяти и остаются «черной меткой» на многие годы. Кто-то ходит с клеймом «неряхи», «бездаря», по кому-то с детства «тюрьма плачет».

Когда на нас кричат или «припечатывают» такой ярлык, то заведомо ставят себя в доминирующую позицию, поэтому в каком бы возрасте мы не были, внутри все сжимается, мы становимся маленькими и беззащитными. Это моральное подавление и насилие. Ирина, мама двоих детей, вспоминает свои ощущения: «Когда мама орала на меня в детстве, я думала, что мамочка куда-то ушла, а сейчас со мной разговаривает Серый Волк, который умеет в маму превращаться. Я мамочку любила больше жизни, за нее была готова умереть, моя мамочка так кричать не может!»
Поводов для повышенного тона ребенок может дать очень много. «Слушайся меня с первого раза и не будет на тебя никто кричать!», - оправдываются родители. Это лукавство. Дети – живые существа, у них есть своя воля, это не роботы, исполняющие приказы. И у нас, взрослых, тоже есть воля. Если мы хотим научить ребенка контролировать себя, а сами срываемся, то расписываемся в своей распущенности и несостоятельности. Может, показать им другой, достойный пример?

Приемлемые методы наказания:

  • Лишение удовольствий (но не основного питания);
  • Наступление естественных негативных последствий (показать, к чему приведетплохой поступок)
  • Короткие нотации
  • Трудотерапия (работа обязательно должна быть связана с проступком)
  • Тихое место (где можно посидеть и «остыть»)
  • Лишение привилегий

Приемлемые наказания

Наказания имеют четкую цель: подкрепить цивилизованное поведение ребенка. Действовать не так, как требуют его инстинкты и желания, а так, как принято в человеческом обществе. «Хочу рисовать на стенах, мебели, где хочу – там и рисую!», – говорят детские чувства. «Надо рисовать на бумаге, в альбоме, там, где можно!», – твердят взрослые. Ребенок уже знает, как «правильно», но позволяет себе вольность рисовать, где вздумается. Как реагировать, если вам дорог ваш ремонт, да и мебель совсем не безразлична? Во-первых, не провоцировать малыша, оставляя без присмотра карандаши, ручки фломастеры. Будьте уверены, в ваше отсутствие он выберет самый яркий цвет, самый стойкий фломастер, самую заметную стену, три секунды – и шедевр готов! Неправильное наказание: бить ребенка по рукам, ломать карандаши, ставить в угол.
Хотя, не спорю, все вышеперечисленные методы могут дать быстрый эффект, – ребенок перестанет рисовать, где не положено. Из-за страха, а не потому, что наконец-то пересилил свое желание в пользу цивилизованных правил. Да, он не будет портить обстановку дома, но может вообще разлюбить рисование как вид творчества, а может, начнет портить стены там, где его не смогут заметить, – например,в подъезде, в лифте. Правильный вариант: почитать очередную эмоциональную, но короткую нотацию на тему, что все рисуют на бумаге. Если поверхность можно оттереть, то вручаем тряпку малышу – пусть трудится вместе с мамой или сам.
Если проступок повторяется далеко не в первый раз, возможно лишение удовольствия (мультиков, например) или привилегий (сегодня ложимся спать вовремя и без сказки). Цель наказаний – не унизить ребенка, а постепенно, именно постепенно научить поступать цивилизованно, так, как принято в человеческом обществе. Ребенку становится стыдно за плохой поступок, он чувствует себя виноватым
и стремится больше так не делать. Чувство стыда за поступки не приходит, когда тебя бьют, и кричат: «Как тебе не стыдно!». Ребенок зачастую даже и не успевает почувствовать стыд, как оказывается во власти обиды и гнева от наказания.

«Чего ты плачешь?» – спрашивают родители? «Потому что вы меня ругаете», – отвечает ребенок. И по глазам видно: нет, ему не стыдно, не жалко, он не осознал. Значит, этот шанс вы упустили. Поэтому наказание должно нести наказ, урок, а не гнев, злость обиду и чувство несправедливости.
Лишение удовольствий родители применяют достаточно часто: отключают интернет, забирают мобильный, запрещают играть в компьютерные игры, лишают сладостей и мультфильмов. Здесь главное – последовательность и соблюдение обещаний. Многие не выдерживают агрессии или нытья ребенка, и вместо обещанной недели он сидит без интернета два часа. Смысла в этом, конечно, мало. Валентине, маме близнецов, приходилось с шустрыми сыновьями непросто: «Если по дороге к развлечениям
(на пляж, в зоопарк или на аттракционы) мальчишки не выполняли обещаний и дрались, убегали, капризничали, тогда я согласно договору разворачивалась домой. Очень действенный метод, работающий годами – потом достаточно было лишь напомнить об этом, и дети становились шелковыми. Но это было очень непросто для меня самой – жаль потраченного времени, расстроенных детей, неполученных позитивных эмоций. Однако всё логично: нарушили договор – нет развлечений».

«Тихое место» – это альтернатива углу. То есть это такое место в доме, где можно посидеть и успокоиться, прийти в себя и не чувствовать унижения. Туда приводят орущего, истерящего, разгневанного ребенка: «Посиди, успокойся, тогда поговорим». Когда плач прекратится, крики стихнут, ребенок отдышится и вытрет слезы – он оттуда выходит.

Метод наступления естественных последствий, – это дать ребенку возможность прочувствовать и ощутить до конца последствия своих поступков. Намочил ноги в луже, вернулся домой, вместо того, чтобы гулять; не лег вовремя спать – проспал в школу – получил замечание от учителя, а не ворчание родителя.

Трудотерапия имеет смысл только в том случае, если выполняемая работа связана с проступком: нарисовал на стенах в подъезде, отмыл не надпись, а весь этаж, забыл вымыть посуду по просьбе родителей, – моешь посуду всю неделю. Неправильно наказывать мытьем посуды за проступок, который с этим никак не связан, например, за двойку в школе. Короткие родительские нотации также нисколько не унизительны, но достаточно неприятны.

Все эти методы не дают сиюминутного эффекта, они рассчитаны на время, но и эффект длится гораздо дольше. Когда родители не бьют, не унижают, но дают ребенку почувствовать дискомфорт от собственных разрушающих поступков, у него начинает появляться нечто, что называют внутренним голосом, совестью, которые в будущем смогут регулировать моральный аспект его поведения. Каждый родитель решает сам: делать вклад в будущее, или достигать быстрого и неустойчивого результата. Подробнее про то, как наказаниями не испортить отношения с приемным ребенком вы можете узнать из второго вебинара цикла «Наказания без унижения».

Ребенку очень нужны ограничения, жизненные ориентиры – но не агрессия. А приемному ребенку кроме ориентиров еще нужно верить в человеческое отношение. Ведь когда-то их уже сильно подвели, и разрушить вновь созданную привязанность намного проще, чем укрепить.

Перейти к вебинару